ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Разработкой ИОМ занимается воспитатель, но делает он это ТОЛЬКО совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом, а также с учётом рекомендаций и комментариев
·родителей ребёнка;
·логопеда.
Заполняют карточку воспитатель, психолог (некоторые аспекты социально-коммуникативного развития) и логопед (ряд пунктов в речевом развитии). Разграничение аспектов наблюдения и работы проходит индивидуально, что связано с квалификацией работников дошкольного учреждения. То есть на практике создаётся папка с ИОМ, включающая психолого-педагогическую диагностику малыша, план реализации стратегии, перечень ожидаемых результатов, а также таблица или характеристика с подробностями выполнения каждой поставленной цели. С периодичностью, установленной администрацией учреждения (исходя из целей конкретного ИОМ), родители знакомятся с ходом выполнения поставленных задач, после чего высказывают свои пожелания, задают вопросы касательно конкретной области образования. В перспективе предполагается, что каждый малыш, выпускающийся из детского сада, будет предъявлять своё «досье» учителю начальных классов, который, продолжая начатую линию индивидуализации образования, будет формулировать следующие цели, задачи ИОМ и заниматься их реализацией уже на этапе обучения ребёнка в школе.
При разработке ИОМ следует учитывать тот факт, что самой действенной формой взаимодействия с ребёнком-дошкольником является деятельность в виде упражнений или игр
Основное направление |
Цели и задачи |
Методы и средства |
Сенсорное воспитание |
Ц.: развитие осязательных, мышечных навыков через действия восприятия и мышления. |
М.: упражнения, игра. |
Экологическое воспитание |
Ц.: расширение представлений об окружающей природе. |
М.: упражнения, игра, опыты, вопрос, беседа, поисковая деятельность. |
Развитие основных видов движений |
Ц.: развитие общей моторики, координации. |
М.: упражнения, массаж, физкультминутки, игра. |
Нравственное воспитание |
Ц.: приобщение к общепринятым нормам и правилам поведения. |
М.: упражнения, игра. |
Речевое развитие |
Ц.: развитие речи. |
М.: дидактические упражнения, игра, беседа. |
Социально-коммуникативное развитие |
Ц.: обогащение сознания детей новым содержанием — осмысление понятий — время, знак, символ. |
М.: упражнения, игра, вопрос. |
Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС
Разработка индивидуальной стратегии происходит поэтапно:
·Стадия наблюдения. Целями этого этапа является выявление детей, испытывающих трудности, в результате наблюдатель заполняет таблицу.
ФИ ребёнка |
Характер трудностей |
|||||
Личностные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Психомоторные |
Регулятивные |
Комплексные |
|
·Стадия диагностики. Этот этап осуществляется вместе с детским психологом. С ребёнком выполняются тесты, позволяющие выявить причины возникновения тех или иных трудностей. Результатом работы становится таблица.
ФИ |
Выявленные трудности |
Причины |
Результат (как проявляются) |
·Стадия конструирования. Целью этого этапа является собственно разработка ИОМ на основе выявленных сложностей и поводов их возникновения. Результат — готовая схема маршрута.
·Стадия реализации. С помощью разных методов происходит выполнение ИОМ. Среди универсальных способов достижения поставленной цели, например, при трудностях в социализации ребёнка, можно выделить такие:
Методы |
Цели |
Беседы, игры, обсуждение прочитанных книг, проблемных вопросов (например, в средней группе — что такое хорошо, а что такое плохо). |
Знакомство с различными проявлениями эмоций, которые формируют нравственные оценки (например, злость на волка, съевшего Красную Шапочку помогает сформировать отрицательное отношение к подлым поступкам) |
Игры, тренинги для развития сферы поведения. |
Развитие навыков общения, снятие напряжения, снижение агрессивности в поведении, негатива и т.д. |
Арт-терапия (изонить, сказкотерапия, куклотерапия) |
Творческая реализация, воспитание эстетического вкуса |
Приёмы психогимнастики для релаксации |
Расслабление мышц, эмоционально-позитивный настрой и т.д. |
·Стадия диагностики. Оценка результатов работы по ИОМ. Главный критерий — осталась проблема или её удалось устранить. В случае если прогресса нет, разрабатывается новый ИОМ, если же намечается прогресс, то можно продолжить или доработать уже существующий.